ОЭСР: МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЕ БЫТЬ — PILLAR 1 И PILLAR 2. ЕДИНАЯ СТАВКА ДЛЯ БОЛЬШИХ ТНК — 15%

Вот мы дождались того, что теперь не законодательный орган отдельно взятой страны решает, какая должна быть ставка налога на прибыль для крупного международного бизнеса и где их платить, а решают большие страны объединенные в группы на основе социально-экономических и политических интересов — ОЭСР, G20, ЕС.

Таким образом большие страны имеют возможность применять сильные инструменты убеждения для стран поменьше.

При этом многие развивающиеся экономики заинтересованы в такой реформе, так как часть налога будет оставаться у них, т.е. в стране где продаются товары / услуги (даже без возникновения налогового Постоянного Представительства), а не только в стране налогового резиденства компании. Такой подход считается более справедливым с фискальной точки зрения — распределения налоговых потоков (налоги будут оставаться не только в стране налогового резиденства компании, но и в странах где продаются товары/ услуги этой компании).

Но кто однозначно теряет на такой модели налогообложения — это юрисдикции предлагающие более конкурентоспособные налоговые режимы (то есть, те страны, где ставка налога на прибыль значительно ниже или вообще отсутствует). Такие юрисдикции традиционно использовали для регистрации компаний большие международные бизнесы (например, Ирландия, Багамы, Кайманы, Мэн, БВО, Кипр и др.). То есть такие юрисдикции обычно маленькие, если смотреть с точки зрения рынка потребления. Поэтому в них будет оставаться только часть налога на прибыль, так как часть налога уйдет в другие страны, в которых продаются товары/ услуги такой компании.

Если посмотреть на принцип (опишем детальнее ниже) распределения налога компании по странам, то будет понятно, что, чтобы оставлять у себя больше налога на прибыль (а он все равно будет платиться в других странах, даже если в стране налогового резидентства компании ставка налога будет Ноль %), скорее всего рационально будет ставить минимальную ставку 15% (о такой минимальной ставке для крупного международного бизнеса договорились члены ОЭСР). Таким образом «офшоров» и юрисдикций со значительно более льготной налоговой системой для большого международного бизнеса останется мало (не будет мотивации у них отдавать налоги в другие страны).

Как следствие, новым решением и, собственно, альтернативой офшорам становится «налоговое резиденство без домициля» для физического лица в юрисдикции, где оно платит меньше налогов (это например, Монако, Великобритания, ОАЭ, Кипр и пр). То есть офшорное резиденство компании меняем на офшорное резиденство физического лица. Это работает не для всех и не всегда. Но если у физического лица есть возможность быть мобильным, то оно получает освобождение всех или значимых видов дохода от налогообложения. Но уже на уровне физлица налогового резидента в удобной юрисдикции.

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ:

Будем рады помочь соориентироваться по возможностям личного налогообложения, если у Вас есть значимый инвестиционный доход (дивиденды или проценты) и Вы имеете возможность проводить, как миминум, полгода за пределами другой страны.

ПС

Читайте детальнее о сути запланированной реформы международной налоговой системы ниже.

СУТЬ ОЖИДАЕМОЙ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ:

Революционная реформа международной налоговой системы, завершенная сегодня в ОЭСР, подразумевает, что с 2023 года для транснациональных корпораций (ТНК) будет применяться минимальная ставка налога на прибыль в размере 15%.

Эта знаковая сделка, согласованная 136 юрисдикциями, на долю которых приходится более 90% мирового ВВП, также перераспределит более 125 миллиардов долларов США прибыли от около 100 крупнейших и наиболее прибыльных ТНК мира в другие страны, гарантируя, что эти ТНК будут платить «справедливую» долю налогов, где бы они не являлись налоговыми резидентами.

После долгих лет жарких дискуссий и переговоров по имплементации международной налоговой системы 136 юрисдикций (из 140 членов ОЭСР / G20 присоединившихся к Инклюзивной Платформе BEPS) присоединились к «Заявлению о Двухуровневом Решении (Pillar 1 и Pillar 2) для урегулировании налоговых проблем, возникающих в результате цифровизации экономики». Оно обновляет и завершает июльское политическое соглашение участников Инклюзивной Платформы BEPS о глубокой реформе международных налоговых правил.

Так как к соглашению присоединились Эстония, Венгрия и Ирландия, теперь его поддерживают все страны ОЭСР и G20. Четыре страны — Кения, Нигерия, Пакистан и Шри-Ланка — еще не присоединились к соглашению.

Двухуровневое Решение было представлено на встрече министров финансов G20 в Вашингтоне, 13 октября, затем будет представленона саммите лидеров G20 в Риме в конце месяца.

Соглашение о глобальном минимальном налогообложении не направлено на устранение налоговой конкуренции, но налагает на него согласованные на многосторонней основе ограничения, в результате чего многие страны ежегодно будут собирать около 150 миллиардов долларов дополнительных доходов.

PILLAR ONE

Первый Уровень (Pillar One) обеспечит более справедливое распределение прибыли и налоговых прав между странами в отношении крупнейших и наиболее прибыльных ТНК. Он перераспределит некоторые налоговые права ТНК от стран в которых они ведут бизнес и получают прибыль, независимо от того, есть ли там физическое присутствие ТНК в пользу стран, где они продает свои продукты.

В частности, ТНК с продажами по всему миру выше 20 миллиардов евро и прибыльностью выше 10%, будут подпадать под новые правила. При этом 25% прибыли выше порогового значения 10% будут перераспределены в те юрисдикции, где ТНК имеет рынки сбыта. В соответствии с Pillar One ожидается, что права налогообложения на прибыль, превышающую 125 миллиардов долларов США, будут ежегодно перераспределяться между юрисдикциями-рынками такой ТНК.

Ожидается, что прирост доходов в развивающихся странах будет больше, чем в странах с более развитой экономикой, в процентном отношении к существующим доходам.

PILLAR TWO

Второй Уровень (Pillar Two) вводит минимальную ставку корпоративного налога в мире в размере 15%. Новая минимальная налоговая ставка будет применяться к компаниям с доходом более 750 миллионов евро и, по оценкам, будет ежегодно приносить около 150 миллиардов долларов дополнительных налоговых поступлений по всему миру. Дополнительные преимущества также появятся в результате стабилизации международной налоговой системы.

Многие эксперты считают, что благодаря этой налоговой реформе международная налоговая система будет лучше соответствовать целям цифровой и глобализированной мировой экономики.

Страны намерены подписать многостороннюю конвенцию в течение 2022 года, и имплементировать эту реформу уже в 2023 году. Конвенция уже находится в стадии разработки и станет средством реализации недавно согласованного налогового законодательства в соответствии с Pillar One, а также положений об отмене существующих налогов на цифровые услуги и другим аналогичным односторонним мерам. По оценкам экспертов это поможет ослабить напряженность в мировой торговле.

ОЭСР разработает типовые правила для имплементации Pillar Two во внутреннее законодательство в течение 2022 года, которые вступят в силу в 2023 году.

Развивающиеся страны в качестве равноправных членов Инклюзивной Платформы BEPS сыграли активную роль в переговорах, и Двухуровневое Решение содержит ряд функций, обеспечивающих решение проблем стран с низким экономическим потенциалом.

ОЭСР обеспечит эффективное и действенное применение правил, а также предложит поддержку в наращивании экономического потенциала странам, которые в этом нуждаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *